Эмиль Золя, крупнейший французский писатель, родился в Париже 2 апреля 1840 г. в семье итальянского инженера-строителя. Когда мальчику не было и семи лет, умер его отец, после чего семья оказалась в крайне затруднительном положении. Образование Эмиль Золя получил в лицее. Его молодость была омрачена крайней бедностью, случайной работой: после лицея работал в конторе у купца в книжном магазине, затем около 4 лет трудился в издательстве «Ашет», после чего решил заняться писательским ремеслом и таким образом зарабатывать на жизнь. Его восхождение к славе началось с журналистики. Не отстраняясь от общественно-политической жизни страны, Золя время от времени выступал именно как публицист, хотя и снискал на этом поприще меньшую известность, нежели как создатель художественных произведений.
В 1864 г. увидел свет дебютный сборник рассказов под названием «Сказки Нинон», а в 1865 г. был опубликован его первый роман - «Исповедь Клода», который был, по сути, автобиографичным и сделал автора скандально известным.
В середине 60-х годов у Золя сложилась формула натуралистического метода, что на практике проявилось во введении в ткань художественных произведений материалов, связанных с медициной, физиологией, открытиями в естествознании. Золя был убежден, что роль доминанты в человеческой жизни играет именно биологическое начало. Следует при этом учесть, что свой метод Золя противопоставил «искусству выдумок», порицал и романтиков («романтизм - это конструкция из слов, возведенная в воздухе»), и формалистов, и «сатанинский романтизм» Бодлера, и «звучные фразы» Готье. Он резко осудил догматизм идеалистического искусства, искажающего жизнь во имя предвзятых идей. «Правда, только правда нравственная, самая суровая и страшная правда ценнее, чем оторванные от жизни мечтания». Называть теорию Золя после 70-х годов натуралистической можно лишь в условном смысле, следуя самому Золя, который чаще употреблял термин «натурализм», чем термин» реализм», т.к. полагал, что первый точнее выражает верность жизни. Золя обогатил реализм, он нашел поэзию в таких непоэтических явлениях, как овощи, сыры, рынок, магазин, завод, объектом искусства сделал творческую лабораторию ученого и мастерскую художника. Он стал живописцем городов, Парижа и Плассана. Золя – один из первых великих урбанистов XX века. Он ввел в большое искусство весь богатый, красочный, полный сил мир. Читая романы Золя, чувствуешь, где, как и когда все происходит, видишь точно и щедро описанную материальную, вещную «оболочку», без которой герой Золя и немыслим, а одновременно познаешь всю многосторонность признаков и характеристик человека. Тесная взаимосвязь среды и человека, богатство среды и богатс
...
Читать дальше »