Четверг, 02.05.2024, 15:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Добро пожаловать на сайт Удомельской ЦБС

Меню сайта
Почта
Мы в соцсетях





Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Форма входа
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 155
Поиск
Друзья сайта
  • Тверская областная библиотека
  • Брусовская библиотека
  • Большая бесплатная библиотека
  • GOOGLE
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Оценка качества




    Главная » 2015 » Апрель » 2 » «А вы способны возмущаться?» (175 лет со дня рождения Эмиля Золя)
    «А вы способны возмущаться?» (175 лет со дня рождения Эмиля Золя)
    14:50

    Эмиль Золя, крупнейший французский писатель, родился в Париже 2 апреля 1840 г. в семье итальянского инженера-строителя. Когда мальчику не было и семи лет, умер его отец, после чего семья оказалась в крайне затруднительном положении. Образование Эмиль Золя получил в лицее. Его молодость была омрачена крайней бедностью, случайной работой: после лицея работал в конторе у купца в книжном магазине, затем около 4 лет трудился в издательстве «Ашет», после чего решил заняться писательским ремеслом и таким образом зарабатывать на жизнь. Его восхождение к славе началось с журналистики. Не отстраняясь от общественно-политической жизни страны, Золя время от времени выступал именно как публицист, хотя и снискал на этом поприще меньшую известность, нежели как создатель художественных произведений.

    В 1864 г. увидел свет дебютный сборник рассказов под названием «Сказки Нинон», а в 1865 г. был опубликован его первый роман - «Исповедь Клода», который был, по сути, автобиографичным и сделал автора скандально известным.

    В середине 60-х годов у Золя сложилась формула натуралистического метода, что на практике проявилось во введении в ткань художественных произведений материалов, связанных с медициной, физиологией, открытиями в естествознании. Золя был убежден, что роль доминанты в человеческой жизни играет именно биологическое начало. Следует при этом учесть, что свой метод Золя противопоставил «искусству выдумок», порицал и романтиков («романтизм - это конструкция из слов, возведенная в воздухе»), и формалистов, и «сатанинский романтизм» Бодлера, и «звучные фразы» Готье. Он резко осудил догматизм идеалистического искусства, искажающего жизнь во имя предвзятых идей. «Правда, только правда нравственная, самая суровая и страшная правда ценнее, чем оторванные от жизни мечтания». Называть теорию Золя после 70-х годов натуралистической можно лишь в условном смысле, следуя самому Золя, который чаще употреблял термин «натурализм», чем термин» реализм», т.к. полагал, что первый точнее выражает верность жизни. Золя обогатил реализм, он нашел поэзию в таких непоэтических явлениях, как овощи, сыры, рынок, магазин, завод, объектом искусства сделал творческую лабораторию ученого и мастерскую художника. Он стал живописцем городов, Парижа и Плассана. Золя – один из первых великих урбанистов XX века. Он ввел в большое искусство весь богатый, красочный, полный сил мир. Читая романы Золя, чувствуешь, где, как и когда все происходит, видишь точно и щедро описанную материальную, вещную «оболочку», без которой герой Золя и немыслим, а одновременно познаешь всю многосторонность признаков и характеристик человека. Тесная взаимосвязь среды и человека, богатство среды и богатство реакций человека, его восприятий и внутренних откликов, сложный психо-физиологический механизм человека – все это остается замечательным новаторским в искусстве Золя. Проблема метода Золя – это проблема и реализма, и натурализма, и импрессионизма и, конечно, романтизма. Именно в такой сложности, неровности – одна из черт его своеобразия, которое не подгонишь под понятие «натурализм» ни в каком из его истолкований. Метод Золя – это единство, которое раздирается самыми драматическими противоречиями. Нужно иметь в виду и развитие Золя-художника в годы, когда писались «Ругон – Маккары».

    «Ругон-Маккары Естественная и социальная история одной семьи в период Второй империи» - одно из доминирующих произведений во французской литературе. Осуществляя свой гигантский замысел, Золя обращался то к сценам жизни столицы, то к провинциальным сценам, то к жизни «верхов», то к «низам», к самым различным общественным кругам, к людям различных профессий. Одновременно Золя варьировал жанр романа – от социального романа самых различных оттенков, включая политические романы, социальную утопию, социально-бытовой роман, вплоть до психологического романа, то позитивистски-натуралистического оттенка, то романтического; свое место занял даже детективный роман «Человек – зверь».

     Публика не сразу проявила интерес к циклу, но написанный в 1877 году роман «Западня» принес автору неслыханный успех. Если ранее Эмиль Золя показывал картины повседневного бытия "растленной" буржуазии и всех, ей уподобившихся, то в «Западне» физическая и нравственная деградация стала уделом даже рабочих. Однако если в романах о буржуа речь идет о причинах общественных заболеваний, то в романе о рабочих – о следствиях. В народе Золя видел здоровую часть общества, поставленную в крайне неблагоприятные условия. Поэтому в «Западне» воссоздается развитие героя, в отличие от романов о буржуа, где в героях нет качественных перемен. Здесь показан цельный характер самоотверженной труженицы, человечной и очень несчастной. Почему же она так несчастна? Она попала в «западню». Золя в эти годы еще недалеко ушел от решения темы народа в духе филантропического соболезнования несчастным страдальцам. Он искренне верил, что романы, подобные «Западне», в которых показано бедственное положение трудового люда, заставят правительство принять необходимые меры. «Западню», - замечает Золя, - можно резюмировать следующими словами: «Закройте кабаки – откройте школы». Французский буржуазный читатель в короткое время раскупил несколько изданий романа. Пресса откликнулась разноречивыми суждениями о новом произведении главы  натуралистической школы.  Успех книги по справедливому замечанию Салтыкова-Щедрина, был «успехом испуга». Французский буржуа надолго запомнил дни Коммуны, и его интерес к жизни рабочего класса питался страхом. Новая книга Золя показала «дуракам и лицемерам своего времени низы такими, какими привыкли их воображать себе невежество, глупость или сознание глупцов и лицемеров», - писал впоследствии Анри Барбюс.

    Цикл романов, героями которых была одна семья, представленная пятью поколениями, писался на протяжении двадцати двух лет и состоит из 20 томов: Том 1. Карьера Ругонов, Том 2. Добыча, Том 3. Чрева Парижа, Том 4. Завоевание Плассана, Том 5. Проступок аббата Муре, Том 6. Его превосходительство Эжен Ругон, Том 7. Западня, Том 8. Страница любви, Том 9. Нана, Том 10. Накипь, Том 11. Дамское счастье, Том 12. Радость жизни, Том 13. Жерминаль, Том 14. Творчество, Том 15. Земля, Том 16. Мечта, Том 17. Человек-зверь, Том 18. Деньги, Том 19. Разгром, Том 20. Доктор Паскаль.

     Цикл «Ругон-Маккары» принес  автору мировую известность и статус крупнейшего национального писателя. Творчество Эмиля Золя ознаменовало новый этап в развитие французской литературы. Противоречивость его творчества порождало горячие споры в оценке его произведений. Прогрессивная критика видит в Золя прежде всего реалиста, смелого критика капитализма, честного художника-гуманиста. Он дорог нам своим страстным желанием постигнуть социальные законы общества, защитой угнетенных классов, острым восприятием современности и желанием заглянуть в будущее, поверив в него и отстаивая его.

    Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Эмиля Золя

    • Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.

     

    • Произведение искусства - это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента.

     

    • Мысль - тоже действие; нет ничего плодотворнее ее влияния на мир.

     

    • Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!

     

    • Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.

     

    • Я верю в жизнь, которая непрестанно отсекает отмершие органы и, возрождая материю, заживляет раны, верю в жизнь, которая, невзирая ни на что, среди разложения и смерти стремится к всеобщему здоровью и к непрерывному обновлению.

     

     

    Просмотров: 594 | Добавил: CBS | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: