Пожалуй, не найдется такого яркого и самобытного писателя-натуралиста как Василий Песков. Писатель и путешественник В. Песков пригласил нас побывать в самых разных уголках земли: в холодной Антарктиде, в Сибирской тайге, в деревенских проселках… Всякое путешествие и для нас, и для писателя – радость. А так рассказывать об увиденном, как умел Василий Песков, дано не каждому писателю.
Василий Песков пишет: «Для меня хождение по деревенской России было, пожалуй, самым интересным из всех больших и маленьких путешествий… Люблю уклад сельской жизни – дом, двор, сад, огород, поле, лес за околицей, речка… Люблю деревенских людей, череду деревенских забот, обычаи, праздники – все, что связывает человека с землей, с осмысленной жизнью на ней».
Писатель пишет: «Страна наша большая. Есть места, где мелиораторам приходиться на заброшенных пашнях выкорчевывать вставший березовый лес. Но видел я и места в лесостепи, где ради «выгодной геометрии клина» валят вековые деревья – памятники времени; не считаясь с обликом земли, выкорчевывают ветлы, растущие по низине и распахивают саму низину; под урез, сминая кусты, пашут земли у маленьких речек».
«Эти и подобные им деяния проводятся с благой вроде бы целью умножения пашни и, значит, хлеба. Но, ох как часто получаем мы результаты, обратные желаемым! Выросший равнодушным к родной земле, к родному краю жнец и сеятель хорошим хозяином быть не может. Да и некрепко держится он на земле. На Псковщине в умирающей деревеньке Марково я спросил сторжила: «По какой причине спилены три столетние ели, росшие в самой середине деревни?» - «На корыта спилили»,- ответил старик. На корыта… в трудное время, надо думать, спилили деревья. Возможно, в том же трудном году, что и четыре сосны в моем черноземном «Париже». И все же нельзя, немыслимо переводить на корыта то, что является фундаментом бытия. Марково опустело по многим и разным причинам. Но ели, сотню лет росшие в деревеньке и изведенные вдруг на корыта, тоже со счета не сбросишь».
Так переживать за природу может не каждый. В. Песков писал: «Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина, - богатея, должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга».
О многом еще интересном и увлекательном можно прочесть в книге Василия Пескова «Проселки».
Специальный номер ИЛ «Перед лицом океана» посвящен современной кубинской литературе. Принято считать, что Куба близка россиянину, и по ряду исторических причин россиянин испытывает к Кубе особые чувства, более теплые, чем к Латинской Америке в целом. В течение трех десятилетий (60 – 80-е) Куба и СССР находились в близких отношениях: это касалось политики, экономики, общественной жизни, образования, культуры, быта и сферы человеческих привязанностей и ценностей. Однако, к концу 80-х отношения Кубы и СССР приняли иной характер. Кубинские власти оберегали островной социализм от неоднозначных веяний с братского Востока. А чуть позже распад Советского Союза и социалистического блока вверг Кубу в тяжелейший кризис, отмеченный резким падением и без того невысокого уровня жизни, ростом преступности и новой волной массовой эмиграции. На многие годы Куба для нас «умолкла». Тем временем многоликая кубинская литература бурно развивается как на острове, так и за его пределами, осмысляя последние полвека истории страны (несостоявшуюся утопию, непревращение кубинца в Нового человека, тупики «интернациональных миссий»; выживание 90-х), и преклоняясь перед гениями, забытыми официальной культовой политикой.
Особенно хочется отметить роман кубинского писателя Элисео Альберто «Эстер где-то там, или Роман Лино и Ларри По». Герои этой человечной и сентиментальной книги – два старика, два простых кубинца. Лино Катала – скромный работник типографии, хороший семьянин, который всю жизнь любил одну-единственную женщину – свою жену. Однако, после ее смерти, спокойная и уравновешенная жизнь Лино рушится. Он узнает, что его покойная жена вела двойную жизнь: будучи примерной домохозяйкой днем, ночью она становилась певицей болеро, звездой кубинских кабаре. И оказывается, что «они трусливо прожили бок о бок четверть века, прячась друг от друга за ужасом посредственности и не таили злобу друг на друга, потому что сообща выбрали этот горький совместный путь: он – чтобы жить спокойно, она – чтобы умереть в мире».
Совершенно случайно Лино знакомится с Ларри По – бывшим актером телемассовки, большим любителем женщин и любовных приключений, полной его противоположностью. Однажды встретясь, старики не могли уже обходиться друг без друга. «Разве не бывает дружбы с первого взгляда? Дружба – тоже роман».Лино и Ларри проводили вечера, рассказывая друг другу о своей жизни, о своих провалах, о своих страстях. Читали выдержки из газет и стихи из журн
... Читать дальше »