Матей Вишнек «Господин К.на воле» («Иностранная литература» 2014 год №3)
Матей Вишнек – румынский драматург, поэт и прозаик. Попав в начале 1970 – х годов в Бухарест из провинции и окончив университет, он лет десять пытался вписаться в литературную жизнь столицы, безуспешно предлагал редакциям свои произведения. Он основал вместе с коллегами по поэтическому цеху, восьмидесятниками, называемыми ещё джинсовым поколением, Кружок по понедельникам, который стал видной самиздатской фигурой, но в 1983 году был запрещён как подрывной. В 1987 году, чудом выпущенный во Францию писатель, попросил там политического убежища. Ему был 31 год. Его произведения были оценены сначала во Франции, а затем и в трёх десятках других стран. Критики называли его «вторым Ионеско». Став гражданином мира, Матей Вишнек воспринимает себя и воспринимается читателями как румынский писатель. Возможно, от него ждали документальных обличительных страниц в адрес пережитого, но Вишнек уходит с позиций разоблачителя, обвинительный пафос ему тоже чужд. С другой стороны, он не может не оглядываться на репрессивный режим, при котором прошла его юность, так как это уже в готовом виде театр абсурда, благодатный материал для его последующих произведений.
Одно из них - роман «Господин К. на воле», опубликованный в журнале «Иностранная литература» №3 за 2014 год. В своём романе Матей Вишнек препарирует мирок некой абстрактной тюрьмы. Тюрьма у Вишнека не включает постулата преступления и наказания. Это настроение общества, в котором нормально сидеть в тюрьме, которое всё есть тюрьма.
Главный герой Козеф Й, получает свободу, но совершенно не знает, что с ней делать. Он не то что не стремится выйти на волю, а старается под любым предлогом задержаться в тюрьме. Воля проводит его через ряд испытаний и соблазнов: он становится дружен с охранниками, стучит на других заключённых и даже пользуется шансом самому стать палачом. У сидящих в тюрьме не возникает вопрос, за что они сидят. Заключённые думают, как бы продержаться и не выйти из тюрьмы. Особенно зимой, когда крамольной мечтой каждого становится тюремный лазарет, где всегда гарантирована баланда и относительное тепло. Так и главный герой Козеф Й, пришёл в себя, только когда снова оказался в своей камере. «На душе у него стало бесконечно тепло. В какой – то момент он услышал знакомое лязганье, потом крепкое словцо… А при скрипе тележки, на которой, он знал, развозили подносы с завтраком, Козефа Й заполнило чувство признательности. Да, есть ещё гуманность на этом свете, ещё возможна надежда». Когда Козеф Й встретился глазами с охранниками, то
...
Читать дальше »