#Год_Памяти_и_Славы#Удомля#УдомельскаяЦБ#Удомельскийкрай#75ПобедыУдомля
Маршрут исторической памяти по южной части города. Железнодорожная станция Удомля // Бай Т.П. Удомля. Маршруты исторической памяти.—Вышний Волочёк; Удомля: [б.и.], 2020.—С.37-51 : фот.
Железнодорожная станция Удомля расположена на улице Пионерской.
Железнодорожная станция Удомля. Здание вокзала.
Перелистаем страницы её военной истории. Великую Отечественную войну станция встретила в составе Калининской железной дороги. Это было важное звено транспортных магистралей страны. Дорога проходила по территории трёх областей – Калининской, Новгородской и Московской. Линия, на которой находилась станция Удомля, граничила с Ярославской железной дорогой (ст. Бежецк) и с Октябрьской железной дорогой (ст. Бологое).
В Условиях Великой Отечественной войны все железные дороги страны имели стратегическое значение. Известно, что 13 июля 1941 года на Калининской железной дороге находилось 2078 вагонов с грузами Наркомата обороны. Станция Удомля, как и вся Калининская железная дорога, с первых дней войны работала по особому графику в соответствии с приказом Народного комиссара путей сообщения от 23 июня 1941 года. Несмотря на авианалёты фашистской авиации, железнодорожники обеспечивали бесперебойную перевозку людей и военных грузов для Западного, Северо-Западного, Северного фронтов, а с конца августа 1941 года – Ленинградского фронта.
После захвата немецкими войсками западных районов Калининской области, а 14 октября 1941 года был захвачен областной центр – город Калинин, возросло значение магистрали, идущей через Удомлю. 17 октября 1941 года из войск правого крыла Западного фронта был сформирован Калининский фронт. Перевозки теперь осуществлялись для Калининского, Ленинградского, Северо-Западного, а с июня 1942 года и для Волховского фронта. В обратном направлении через станцию Удомля осуществлялась эвакуация людей и материальных ценностей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и раненых воинов. Ещё 24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Это были своеобразные госпитали на колёсах.
С приближением линии фронта жители Удомли и близлежащих деревень начали принимать эвакуированное население, в том числе из оккупированных районов Калининской области , из блокадного Ленинграда, из Старорусского района Новгородской области, из Литовской ССР, из белорусского города Полоцка. В апреле 1942 года в помещении фельдшерско-акушерского пункта станции Удомля была организована комната отдыха для беженцев, прибывающих на станцию. Для оказания им помощи и дежурств были мобилизованы две сандружинницы и медработник. В распоряжение начальника станции местными органами власти были выделены две лошади для отправки эвакуированных в населённые пункты района. Всего в условиях военного времени на территории района было размещено более тысячи эвакуированных. В воспоминаниях Т.Ф. Тумановой, дочери погибшего в декабре 1943 года участника войны, вспоминала: «Мама приняла в дом беженку с сыном. Жили одной дружной семьёй, …всё было вместе – и скудная еда, и горе, и радость» (Туманова Т.Ф. «Я живу, я не жалуюсь» // Память сердца: документы, письма, воспоминания / составитель Н.В. Маркалёва. – Удомля: Вышневолоцкая типография, 2010. – С.72).
Уже в первый месяц войны над Удомлей появились немецкие самолёты. По воспоминаниям Н.П. Плосковой (1918-2011) – учителя, краеведа, «на 20-й день войны появился первый вражеский самолёт. Он летел очень низко, и первые бомбы были сброшены около вокзала, где находился склад горючего… Налёты вражеских самолётов были нередкими, а разрушения значительными. Были и жертвы бомбёжек» («Удомельская газета, 8 февраля 1995 года, № 10). Уроженка удомельского края, [библиотекарь] и почётный гражданин Удомельского района Л.Ф. Данилова (1939-2014) вспоминала, что население во время бомбардировок пряталось в неглубоких рвах с насыпью (окопах), которые были устроены во дворах жилых домов.
Спустя два дня после первой бомбёжки на заседании исполкома Удомельского райсовета депутатов трудящихся (Протокол № 54 от 14.07.1941 г.) было принято постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Постановление обязывало председателя Удомельского райсовета ОСОАВИАХИМА, командира-инструктора Миронова до 16 июля подготовить не менее двухсот инструкторов ПВХО и организовать передвижные школы для занятий с населением. Руководителям предприятий, организаций было предложено закончить обучение всего населения до 10-го августа 1941 года по нормам «Готов к ПВХО». Было также предложено сформировать на предприятиях и организациях группы самозащиты, одна группа на 100-300 работников. Спустя несколько дней в Удомле был создан штаб МПВО.
В начале войны в Удомле был создан истребительный батальон. Днём люди трудились на рабочих местах, а вечерами несли дежурство. Вооружены они были английскими винтовками и пулемётами. Командир батальона, бывший пограничник Яков Смирнов вспоминал: «При систематических бомбёжках, особенно в ночное время, в Удомле сохранялся порядок во многом благодаря батальону… Однажды бойцам батальона пришлось хоронить 10 человек, убитых при бомбёжке поезда на перегоне Удомля-Еремково. Похоронили их на Троицком кладбище» («Удомельская газета», 7 мая 1994 года, № 38). Бомбардировки станции Удомля продолжались до 1944 года.
После освобождения города Калинина в декабре 1941 года, когда войска Красной армии с боями двинулись на запад, оказалось, что большая часть Калининской железной дороги во время оккупации подверглась значительному разрушению. В этих условиях неоценимую помощь фронту оказывали железнодорожники военно-эксплуатационных отделений (ВЭО), которые шли вслед за войсками и восстанавливали железнодорожные пути. В ходе работ ощущалась острая нехватка многого из того, что требовалось для восстановительных работ, в том числе рельсов. По этой причине некоторые линии Калининской железной дороги в ходе войны превратились из двухпутных в однопутные. Это относится и к линии, проходящей через Удомлю. По воспоминаниям местных жителей, до войны железная дорога в районе Удомли имела два пути, в дни войны один путь был разобран.
В условиях военного времени население всего района постоянно участвовало в заготовке дров для Калининской железной дороги. Это было связано с тем, что с потерей угледобывающих районов юга страны железные дороги перешли на низкосортные подмосковные угли и дрова, часто для заправки паровозов использовали исключительно дровяное топливо. Поэтому требовалось огромное количество дров, их постоянная заготовка. С лесозаготовок, где работали в основном женщины, дрова доставляли к железной дороге с помощью лошадей, которых совсем мало оставалось в колхозах. Особенно тяжёлой эта работа была в зимнее время. Кроме этого в зимний период во время снежных заносов население работало на расчистке железнодорожных путей от снега. За районом были закреплены перегоны между Удомлей, Гриблянкой и Мстой.
За годы войны орденами и медалями СССР были награждены 1023 железнодорожника их Калининской области. В их числе был начальник железнодорожной станции Удомля Николай Иванович Лавров, награждённый орденом Ленина.
Железнодорожная станция Удомля. Здание вокзала
Железнодорожная станция Удомля. Здания нового и старого вокзалов.
В 2020 году железнодорожной станции в Удомле исполняется 150 лет.
|