Ирина Опимах в журнале «Смена»(2014.-№3.-с.65-73)
опубликовала статью «Черный квадрат» Малевича, которая будет интересна всем, непосвященным в творческую среду
художников начала 20 века.
Картину Малевича «Черный квадрат» знают во всем
мире. Сам Казимир Малевич считал, что образ черного квадрата родился в его
мозгу бессознательно. В 2013 году в Петербурге состоялась премьера оперы
Михаила Матюшина «Победа над Солнцем».
Самым замечательным в премьере стали
декорации Малевича -беспредметные композиции с квадратом.
В 2015 году на художественной выставке «0,10» было
представлено 39 работ К.Малевича. На
самом видном месте художник поместил «Черный квадрат», подобно иконе в
крестьянском доме в красном углу.
Поэт Велимир Хлебников сказал о картине : «Эта
«взорванная художественная заповедь». Сам Малевич считал «Черный квадрат» своим
«Я», дитем четвертого измерения и восставшим Христом!»
Впервые же изображение черного квадрата появилось в
Париже в 1882 году в «Салоне Непоследовательных». Картина называлась «Ночная
драка негров в подвале». Автор картины -поэт Пол Билход. Никаких концепций в
своей работе Билход не преследовал, его «шедевр»-просто шутка!
Шутку Пола Билхода подхватил другой шутник-художник
Альфонс Алле. Он написал картину «Малокровные девочки, идущие к первому
причастию в снежной буре»-абсолютно белый прямоугольник и выставил свою работу
в том же салоне, что и Билход. К.Малевичу до них было далеко, но в отличие от
него ни Билход, ни Алле не писали умные трактаты о своих картинах, не изображали
себя восставшим Христом, поэтому о их работах помнят немногие, а вот Малевича
знают все.
В статье много интересных фактов не только о
творчестве К.Малевича, но и о его жизни. Текст проиллюстрирован работами художника.