Наталья КЛЮЧАРЁВА
поэт, прозаик
Родилась в 1981 году. Родилась
в Перми, с 1992 г. жила в Ярославле. Закончила филологический факультет
Ярославского педагогического университета. Работала редактором новостей на
телевидении. Редактировала ярославский литературный альманах «Игра в
классиков». Публикации в местных изданиях и московской периодике, книга стихов
«Белые пионеры» (2006). С 2005 г. в Москве, журналист Издательского дома
«Первое сентября». Живет в деревне Жучки (Московская область). Стихи и прозу
начала писать еще в школе. Своими литературными учителями считает А. Чехова, И.
Бунина, А. Платонова, Ю. Коваля. Наталья Ключарева работает, по собственному признанию,
в самой мирной газете современной России — «1 сентября»,
издании, посвященном тематике образования. Она пишет о людях, которые
своими силами делают в России что-то хорошее для других,
в особенности для детей. Они часто чувствуют себя очень одинокими. Наталья
говорит, что их не так уж мало в России. Она много
путешествует по стране. Она рассказывает их истории для того, чтобы
люди, которые делают добро, не чувствовали себя одинокими. Хочется, чтобы
у них, в отличии от героев Чехова, все получилось. В
премии «Дебют» участвовала трижды: в 2001 году вошла в лонг-лист в номинации
«поэзия», в 2002-м – в шорт-лист в той же номинации, в 2006-м – выход книги
стихов «Белые пионеры», в 2007-м – в лонг-лист в номинации «проза», лауреат
премии Юрия Казакова («Один год в Раю»), финалист премии «Заветная мечта»
(2008), дебютную книгу прозы «Россия, общий вагон» критики называли лучшей
повестью 2008 года, Наталья Ключарёва входит в длинный список номинантов на
премию Национальный бестселлер 2009 года, — роман «SOS», 2010 — «Деревня
дураков». Первый роман Натальи Ключаревой «Россия: общий вагон»
переведен на французский, немецкий, польский, сербский, финский и греческий
языки, рассказы и стихи – на английский, хотя в России издана только
скромным тиражом в 3000 экземпляров.
Впервые роман был
издан в 2006, в журнале «Новый мир».
Первый роман Натальи Ключаревой "Россия: Общий
вагон" был посвящен хождению интеллигента в народ: главный герой Никита
ездил в поездах, и если не бродил по деревням, то изучал столичную
"фауну". Результатом были -- более или менее яркие зарисовки,
карикатуры (например, на столичную богему). Наталья Ключарева по началу не
чуралась и политических тем, ее герой был явным "несогласным" и даже
давал пощечину Путину. Однако, общественный пафос Ключарева приглушила, и в
книжном варианте того романа Путин таинственным образом исчез. Еще
один, после «Саньки» Прилепина, роман о героях нашего времени
(по мне, так гораздо более симпатичных). Двадцатилетний Никита
не смотрит телевизор. Он ездит по стране и слушает простые
истории простых людей: в детском саду не топили, девочка простудилась
и умерла, ее отец застрелил виноватого в этом чиновника; пока
сидел, повесилась жена, — и т. д. Никита ищет
и находит праведников, из-за которых Бог все еще терпит плотных мужчин
«с клеймом народного депутата» на харях вместе с их электоратом.
Это книга о другой России. Здесь нет рублевских жаб, лубянских крыс
и духлессных торговцев горошком. Зато есть юные филологи и историки,
любители Лимонова, Саши Соколова и Аменхотепа Четвертого. Есть некие люди,
не выходящие из дома, потому что на улице — не их эпоха.
Лютые разбойники и забавные трансвеститы, у которых совесть Господь
пробудил. Попы — председатели колхозов. Есть совершенно неактуальные
понятия: благородство, самопожертвование, сердобольность. В то же
время есть и здоровая аллергия на пафос. Наконец, есть революция
в финале — «костры на Красной площади, палатки
на Манежной». Когда в 2005-м, во время бунтов против
монетизации, Ключарёва выдумывала революцию, начавшуюся с похода голодных
стариков из Петербурга в Москву, все казалось возможным. Сейчас это
фантастика типа «Матрицы».
|