Специальный номер Иностранной литературы «Беспокойное бессмертие», посвящён 450 - летию со дня рождения Уильяма Шекспира. В номере представлены многочисленные публицистические материалы (главы из книг, эссе, критические заметки) английских лингвистов, писателей, поэтов, литературоведов, биографов и историков литературы.
Уильям Шекспир жил в невероятно динамичное время: эпоха Возрождения, эра великих географических открытий, расцвет книгопечатания. Шекспир сложился как автор в этот удивительно благоприятный период, когда английское сценическое искусство переживало бурный рассвет. Театр превратился в массовое зрелище, с невероятной быстротой появились профессиональные актёры и стационарные театральные здания, заполненные тысячами зрителей. Более подробно об этом можно прочесть в рубрике журнала «Весь мир – театр» эссе российского литературоведа, переводчика с английского Дмитрия Иванова «Из истории английского театра», а также в главе «Глобус» из книги Франка Кермоуда «Век Шекспира».
То был настоящий театральный бум, сравнимый по триумфальному шествию кинематографа в 20 веке. Появилось огромное созвездие драматургов, которые писали пьесы «поточным методом», иначе не хватало репертуара. Пьесы Шекспира с оригинальными сюжетами имели необычайный успех. Открытие «Глобуса» - событие большой важности в творческой биографии Шекспира. Окружённый талантливыми актёрами, драматург вступил в своё самое плодотворное десятилетие. Считается, что после счастливой юности и тягостных лет среднего возраста Шекспир достиг наконец светлого и безмятежного состояния духа, в котором и окончил свои дни, - на этом сходятся буквально все нынешние критики. О творчестве этих лет можно прочесть эссе классика английской литературы Г.К. Честертона «Достоинства шекспировских сюжетов и «Бедный старый Шекспир».
Однако, за безмерное поклонение и наведённый веками хрестоматийный глянец Шекспир заплатил удивительно трудной посмертной судьбой. Каким только нападкам он не подвергался! Ему приписывали художественные промахи, критиковали за отсутствие политического чутья (Наполеон). Самые прославленные его ниспровергатели: Лев Толстой и Бернард Шоу!
В этом номере представлены и два других ниспровергателя Шекспира, тоже первостепенной важности: Зигмунд Фрейд и Грэм Грин. У Фрейда были свои очень важные и глубоко личные причины для отрицания Шекспира. Сомнение его усугублялось тем обстоятельством, что на протяжении долгих лет он не мог увязать скромное происхождение Шекспира с разносторонним знанием жизни, которая соответствовало его гению. Представление о культурном уровне такого совершенного мастера, как Шекспир, было невозможно соотнести с человеком, выросшим в «доме, перед которым красовалась большая навозная куча» Более того, Фрейд не верил, «что Шекспира написал Шекспир». Позиция З.Фрейда замечательно отражена в главе «Фрейд» из книги американского литературоведа , шекспироведа, профессора английской литературы Джеймса Шапиро «Сломанные копья, или Битва за Шекспира»
Что же касается постулатов Грэма Грина, то об этом он сам говорит в своей речи на вручении Шекспировской премии в Гамбургском университете в 1969 году «Доблесть нелояльных».
История показала, что Уильям Шекспир – это величайший образ творца. Первый комментатор Шекспира Сэмюэль Джонсон, утверждает: «Если есть писатель, ставший смертным Богом, так это Шекспир».
|